11-12 марта 2023 года в Москве, в отеле AZIMUT Сити Олимпик прошел V Всероссийский конгресс турагентов, собравший на одной площадке крупнейших игроков и знаковых экспертов рынка, а также аудиторию из более, чем 1400 турагентов России.
Участники мероприятия обсудили перспективы сезона 2023, насущные вопросы туриндустрии, поделились опытом, планами и представили свои продуктовые новинки.
Сессии по внутреннему туризму, проходившие в течение двух дней, были максимально насыщенными и собрали как знаковых туроператоров – лидеров индустрии страны, так и представителей региональных принимающих компаний, презентовавших свои туры.
Первые лица отрасли представили всесторонний обзор трендов и тенденций, которые агентам стоит учитывать в своей работе, в том числе изменения госрегулирования в отрасли, ключевые факторы, влияющие на спрос, изменения во взаимодействии поставщиков-отелей, туроператоров и турагентов, активный выход на рынок «экосистем» и так далее.
Представители компаний В2В.Ostrovok и «Мультитур» поделились рядом практических инструментов, как увеличить доход и продажи.
Выступление руководителя департамента по работе с туристическими агентствами Национального туроператора Алеан Павла Шашлова вызвало очень большой интерес у участников Конгресса. Павел рассказал о том, как быть эффективным и прогрессивным агентом в 2023 году, опережать тренды и использовать современные технологии для того, чтобы не просто понимать, но и предугадывать потребности клиентов.
«Сегодня есть множество вызовов, на которые нужны своевременные ответы. Вызов первый – неопределенность. В условиях неопределенности главное – вовремя сверять часы, обладать необходимой экспертизой, правильно формировать предложения с учетом изменений, и правильно их упаковывать. Второй вызов – возрастающая роль альтернативных каналов привлечения клиента и коммуникации с ним, в том числе соц.сетей и мессенджеров. Важно следить за развитием этих каналов, грамотно выбирать контент и красиво его подавать, понимать специфику того или иного инструмента. Следующий вызов – уход с рынка booking.com. Сегодня туристы не могут бронировать отели по привычным и удобным для них алгоритмам, поэтому обращаются к агентам, экспертиза которых становится особенно важна», - отметил в своем выступлении Павел.
Сессия «Новые туристические бренды и продукты в России: гастротуризм, винный туризм» стала по-настоящему «вкусным» завершением первого дня Конгресса и познакомила слушателей и новыми продуктами в области гастрономического и винного туризма, в том числе с такими как серия маршрутов «Винные дороги Краснодарского края» и с одной из лучших виноделен региона - Шато де Талю
Второй день конгресса, 12 марта, стал не менее насыщенным.
Туроператор «Тари тур» презентовал новые туры по Санкт-Петербургу и Москве ( комбинированные туры для детей с родителями и SPA-отдых), представил новую туристическую географию Петербурга.
О состоянии люксового сегмента отрасли в России туристические агентства узнали на сессии «Внутренний туризм в стиле Luxury», в рамках которой были озвучены ключевые болевые точки тех, кто занимается планированием отдыха для взыскательных клиентов, а также существующие сегодня решения.
Яркой и насыщенной стала сессия «Русская экзотика – уникальные путешествия». Спикеры рассказали о самых интересных и необычных турах в Мурманской области, на Алтае, Байкале. Компания «Машук» представила целую серию маршрутов по Северному Кавказу.
Сессия по внутреннему туризму завершила работу панельной дискуссией «Внутренний туризм в 2023», в которой приняли участие генеральный директор Национального туроператора Алеан Илья Уманский, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, генеральный директор «Мой агент» Виктория Кизимова, генеральный директор туроператора «Скан тур» Роман Цветков и председатель Комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев. Модератором выступила Оксана Булах, коммерческий директор Алеан.
Основной темой дискуссии стали тренды будущего года, основные барьеры и возможности для внутреннего туризма.
«Аудитория путешественников становится все более молодой и активной – это первый тренд. Другой тренд – сильное удорожание Турции, которое, безусловно, скажется на внутренних турпотоках. Необходимо искать уникальный внутренний турпродукт, который Россия сможет предоставить, а не пытаться найти «альтернативу» Турции. Такие территории как Мурманск, Байкал, Карелия, Алтай сейчас могут стать выбором взыскательных туристов», - отметил Илья Уманский.
«Сегодня транспортная неопределенность стала транспортной определенностью. Понимая недоступность авиасообщения во многих регионах, туристы могут планировать свои поездки уже сейчас, понимая, как они могут добраться до места назначения наземным транспортом. Это «транспортное ожидание» создало эффект низкой базы, за счет чего Крым, например, продается сейчас лучше, чем в прошлом году. Кроме того, зарубежные направления продолжают дорожать, наш продукт сейчас примерно в полтора раза дешевле, и в условиях, когда туристы занялись сбережением и экономией, очень важно занимать нижнюю границу цены», - дополнил Сергей Ромашкин.
«Появилось множество направлений, в которых можно без штрафа аннулировать перевозку практически до последнего дня для того, чтобы клиент, бронируя понимал, что, если произойдет вынужденный возврат, он сможет получить свои деньги обратно. Но об этом нужно говорить туристам, и это, в первую очередь, функция агента. Именно тренд на информированность может максимально увеличить возможность заработать. Что касается глубины продаж, то последнее время она стремительно снижалась, как по международным направлениям, так и по России. Но сейчас мы видим четкое расслоение: есть те, кто ищут «горящие предложения» и те, кто бронирует с большей глубиной, чем обычно», - рассказала Виктория Кизимова.
«В качестве одного из барьеров к развитию внутреннего туризма ни раз назывался рост цен на путешествия по России. В данном ключе чаще всего обсуждают рост цен на авиа и жд-перевозки, а также различные меры государственной поддержки для компенсации данной составляющей тура.
Между тем значительно реже говорят о тренде на устойчивый рост стоимости автобусных перевозок, хотя на них держится весь внутренний туризм внутри регионов. Ожидающийся рост потока туристов из Китая может еще сильнее подстегнуть рост цен на автоперевозки, с текущих 20-25% до 30-35%. На мой взгляд, необходимо продумать расширение и развитие программы поддержки (субсидий) на покупку наземного транспорта для туроператоров», - поделился Роман Цветков.
Организатором мероприятия выступил Российский союз туриндустрии в партнерстве с туроператорами Алеан и Fun&Sun, а также группой компаний «Слетать.ру».