Внутренний туризм: тренды этого лета

Эксперты Национального туроператора Алеан проанализировали объем и структуру летних бронирований и выявили основные особенности и тренды уходящего сезона.
Структура летнего спроса по внутреннему туризму на основе данных компании Алеан:

  1. Отдых на море – 68% бронирований.
  2. Оздоровительный отдых на лечебных курортах – 20%.
  3. Отдых в загородных отелях своего или соседнего регионов – 8%.
  4. Экскурсионные туры – 2,5%.
  5. Путевки в детские лагеря – 1%.
  6. Активные туры – 0,5%.

Отдых на море (Черное, Каспийское, Балтийское) – 68% в общем объеме бронирований. Это самое популярное направление.
Если говорить о потребителях, то основную массу отдыхающих на море традиционно составляют семьи с детьми.

Итоги и тренды

  • Спрос на черноморское побережье Краснодарского края вырос (от +5% по Сочи до +26% в Анапе по отношению к прошлому году). В этом сезоне был заметен приток семейных туристов, которые переориентировалась с зарубежных курортов на отечественные ввиду существенного подорожания туров, а также на фоне роста курсов валют. В качестве альтернативы многие выбирали объекты размещения в Краснодарском крае. В моменты наибольших курсовых колебаний количество заявок на черноморские курорты прирастало на треть по отношению к средним показателям по сезону.
  • Традиционно популярные отели, работающие по концепции «все включено», в этом сезоне имели загрузку 98-100%. В отелях сети Alean Collection прирост продаж по сравнению с данными прошлого года составил от 11% и выше.
    Средняя загрузка отелей в июле-августе составила: Анапа – 97,5%, Сочи – 95,1%, Геленджик – 93,8%.
  • Существенная часть туристов сменила привычный формат отдыха в больших отелях на размещение в апартаментах вблизи курортной инфраструктуры.
    В этом сезоне сформировалась заметная тенденция: достаточно много семейных туристов отказались от отдыха в привычном формате – в больших отелях с развитой инфраструктурой, и выбрали проживание в апартаментах или небольших гостиницах с качественным номерным фондом, расположенных в пешей доступности от курортной инфраструктуры и пляжа. Отдых «на территории отеля» эти туристы заменяют на активное знакомство с локальными ресторанами, объектами развлекательной и экскурсионной инфраструктуры. Этот тренд прослеживается как на черноморском, так и на балтийском побережье.

Оздоровительный отдых на лечебных курортах – второе место в структуре летнего спроса (20% от всех бронирований).

В топе – объекты размещения Кавказских Минеральных Вод, Белокурихи, Подмосковья, средней полосы России и Беларуси.

Итоги и тренды

  • Тренд на здоровый образ жизни повышает интерес к санаторно-курортным программам.
    Тенденция, набирающая обороты последние 10 лет, после 2020 года получила дополнительный импульс: интерес к санаторно-курортному оздоровлению вырос на 17%, загрузка санаториев стала фактически круглогодичной и достигает более 90%.
  • Вырос интерес к спецпрограммам.
    Выбирая объект размещения, туристы стали пристальнее изучать лечебные программы, входящие в пакет. В 2 раза выросла доля спецпрограмм (с 7% до 15%). Наибольшим спросом пользуются детокс-программы и программы снижения веса (43% запросов), на втором месте – лечебные программы для опорно-двигательного аппарата (32%), на третьем – программы для восстановления иммунитета (18%), на остальные приходится 7%.
  • Контингент санаториев молодеет.
    Значительно увеличилась доля туристов в возрасте 35-50 лет, а также доля семейных пар без детей.

На третьем месте отдых в загородных отелях своего или соседнего регионов – 8%.

Спрос на объекты размещения на природе распределился следующим образом:

1. Объекты с подогреваемыми бассейнами, СПА-центрами или вблизи водоемов с пляжной зоной – 79%
(В топе спроса – объекты размещения в Подмосковье и средней полосе, Ленобласти, Башкирии, Курганской области, Новосибирской области, а также на курорте Яровое).

2. Экоотели и глэмпинги, а также небольшие отели, предлагающие концепцию «цифрового детокса» вдали от городской суеты – 16%

3. Объекты, привлекающие туристов спортивными активностями (водомоторные виды спорта, сплавы по рекам, яхтинг, конные прогулки и т.д.) – 5%.

Итоги и тренды

  • Поток отдыхающих в загородные объекты размещения увеличивается в том числе и за счет туристов, совмещающих сити-туры с выездами на природу. Как правило, разнообразить свой отдых таким образом стараются туристы, планирующие поездку в Москву, Санкт-Петербург и Калининград. Так, в Петербурге после экскурсионной программы в городе отдыхающие часто проводят несколько дней в Курортном районе на побережье Финского залива. Спрос на объекты Подмосковья зачастую создают те, кто включает в свои экскурсионные маршруты поездки в загородные усадьбы. Осмотрев Калининград, туристы едут на побережье в Светлогорск, Янтарный, Зеленоградск.
  • Растет популярность тематических туров. Группы по интересам зачастую останавливаются именно в загородных объектах. Например, в Архыз и Приэльбрусье едут любители астрономических туров – в горах хорошие условия для наблюдения за звездами. На Алтай и на южные курорты страны отправляются в составе ретрит-, йога-, фитнес-туров. В объектах размещения, где останавливаются такие группы, зачастую есть отдельные зоны для медитации, саундтерапии, ароматерапии.
    Кроме того, спросом среди корпоративных клиентов пользуются загородные объекты размещения. Компании вывозят сотрудников на спортивные тимбилдинги и стратегические сессии. У некоторых баз отдыха есть специальные квест-программы для таких клиентов.
    Как правило, тематические туры также включают экскурсионную составляющую –поездки к природным и историческим достопримечательностям.

Экскурсионные и активные туры – 2,5% и 0,5% бронирований этим летом
В топе – городские экскурсионные туры по Санкт-Петербургу, Казани, Москве, Калининграду, Северному Кавказу. Любители активных туров едут в Карелию, на Алтай, Байкал, Урал.

Итоги и тренды

  • Растет интерес к познавательным поездкам по стране
    Туристы хотят познакомиться с культурой и традициями местных жителей, национальной едой и ремеслами. Этим летом среди сторонников активно-познавательного туризма спросом пользовались Северный Кавказ, Мурманская область, Башкирия, Хакасия, Якутия, Архангельская область.
  • Все больше экскурсий заказывают возвратные туристы и местные жители, решившие открыть регион с новой стороны.
    Москва и Санкт-Петербург – востребованные направления среди возвратных туристов из регионов. В первой поездке, как правило, туристы осматривают основные достопримечательности, а в последующие – посещают менее популярные места и маршруты, в том числе загородные, выбирают тематические программы.
    Ярко выражен этим летом спрос на экскурсии в своем городе и по региону среди местных жителей.
  • Растет спрос на спонтанные поездки на выходные
    По данным исследований Алеан, 70% туристов готовы сорваться в короткое путешествие в соседний город или регион, чтобы сменить обстановку, принимая решение за 2-3 дня до поездки. Так, среди жителей центрального региона растет интерес к поездкам в Нижний Новгород и Ярославль. Стимулирует приток туристов в соседние города интересная событийная повестка. Отдыхающих интересуют гастрофестивали, концерты, морские регаты, авиашоу, празднования, приуроченные к дню города.

Детские лагеря – 1% бронирований

По данным Алеан, спрос на детские лагеря этим летом был на уровне 2022 года, загрузка большинства объектов была близка к 100%. Больше всего востребованы оздоровительные лагеря на черноморских курортах (около 80% заявок).

Итоги и тренды

  • Все более популярным становится детский отдых в регионе проживания или соседнем регионе.
    Родители выбирают лагеря рядом с домом из-за желания быть ближе к объектам размещения. Число таких запросов увеличилось на 10%.
  • Повышение спроса на программы премиального уровня.
    Запросы на «VIP-лагерь», «VIP-отдых для детей», как правило, поступают от родителей, отправлявших детей на лето за границу. На российском рынке мало предложений в этом сегменте.
  • Родители стали тщательнее выбирать программы детского отдыха. Если в 2022 году выбирали по принципу «где остались места по программе детского кэшбека», в этом сезоне уделяют большее внимание интересам и желаниям ребенка. В частности, детей стали чаще отправлять в тематические лагеря это 20% от всех бронирований.

В топе спроса:

  • языковые лагеря – 38%;
  • творческие лагеря (лагеря для видеоблогеров, музыкальные, художественные лагеря) – 21%;
  • патриотические лагеря – 12%;
  • спортивные лагеря – 11%;
  • ролевые детские лагеря (программы включают квесты, вдохновленные фэнтези) – 10%;
  • профориентационные лагеря (ряд лагерей, помимо профориентации, предлагают занятия по бизнес-менеджменту с разработкой индивидуального проекта) – 8%.

Лето в цифрах. Данные Алеан

ТОП-5 направлений этого лета в Алеан (исходя из числа бронирований)
Данные по России
  1. Краснодарский край (наиболее популярные направления – Сочи, Анапа, Геленджик) – 64% от всех летних продаж по внутренним направлениям.
  2. Кавказские Минеральные Воды – 13% от летних продаж по внутренним направлениям.
  3. Урал и Сибирь – 5% (наиболее популярные направления – Алтай, Башкирия, Тюменская область, Курганская область, Новосибирская область).
  4. Крым – 4%
  5. Москва и Подмосковье – 2%.


Остальные внутренние направления – 12%.

Прирост бронирований на курортах Краснодарского края и Абхазии (относительно лета прошлого года)
1. Абхазия: +29% бронирований.
2. Анапа: +26% бронирований.
3. Геленджик: +17% бронирований.
4. Сочи: около 5%.

Топ-5 самых быстрорастущих внутренних направлений этого лета
Прирост бронирований по отношению к лету прошлого года

  1. Приморский край (число бронирований увеличилось в 3,5 раза).
  2. Подмосковье (+47%).
  3. Дагестан (+37% по отелям, +67% по экскурсионным турам).
  4. Анапа (+ 26%).
  5. Городские отели (прирост бронирований по отдельным городам – в несколько раз).

Прирост бронирований по городам России относительно лета 2022 года, по данным Алеан: Южно-Сахалинск (число бронирований увеличилось в 5,5 раз), Волгоград (пятикратный прирост бронирований), Екатеринбург (число бронирований увеличилось в 4 раза), Петрозаводск (число бронирований увеличилось в 2 раза), Владивосток (+54%), Нижний Новгород (+38%), Краснодар (+24%), Москва (+23%), Казань (+14%), Санкт-Петербург (+6%), Ярославль (+4%).

Топ-3 сити-туров
Санкт-Петербург (45% от всех бронирований городских отелей), Казань (14% от всех), Москва (13%).

Стоимость летнего отдыха выросла по всем внутренним направлениям, кроме Крыма
В среднем рост цен составляет 10-15%.
В Крыму – снижение в среднем порядка 20%.