Какие направления для путешествий выбирали россияне в 2023 году

Эксперты Национального туроператора Алеан проанализировали структуру бронирования туров в 2023 году, выделили наиболее популярные направления отдыха и сформулировали тренды, характеризующие развитие туристической отрасли.

2023 в цифрах

Туризм остается важной потребностью россиян.
Общий прирост продаж составит +7% к 2022 году.

ТОП-5 направлений по году (по объему продаж):
Пляжные туры VS Санаторно-курортные путевки

  1. Курорты Краснодарского края – 44% (доля от всех продаж)
  2. Кавказские Минеральные Воды – 21%
  3. Абхазия – 12%
  4. Беларусь – 4%
  5. Крым – 3%

Исходя из статистики бронирований, видно, что главными целями туристической поездки остаются пляжный отдых (туры в Краснодарский край, Абхазию, Крым) или оздоровление, лечение (туры в санатории Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края, Крыма, Беларуси).

Ближнее зарубежье

Значительно вырос спрос на поездки в страны ближнего зарубежья (Абхазия, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Казахстан, Киргизия, Грузия).

Наибольший прирост по ближнему зарубежью:

  • Абхазия: +40%
    Заметно частичное перераспределение спроса с Крыма на это направление.
  • Азербайджан: +31%
    Пользуются спросом отдых на Каспийском побережье, санатории в Нафталане, сити-туры.
  • Беларусь: +27%
    Прирост по Беларуси объясняется увеличением авиа- и ж/д-сообщения с Россией, интересом россиян к истории и достопримечательностям республики, санаторно-курортным путевкам.
  • Киргизия: +25%
    Наибольшим спросом пользуются санаторные туры на курорт Иссык-Куль.

ТОП -5 направлений по России по приросту к 2022:
Не морем единым

  • Дагестан: + 60%.
  • Москва: +27%.
  • Анапа: +24%.
  • Подмосковье: +23%.
  • Геленджик и Туапсе: +20%.

При значительно меньших объемах бронирования отмечается кратный рост: Приморский край, Адыгея, Кемеровская и Мурманская области (трехкратный рост), Хакасия, Сахалин (пятикратный рост).

Спрос на Дагестан растет благодаря сарафанному радио – позитивным отзывам туристов, побывавших в республике, – и многочисленным публикациям в соцсетях «фотогеничных мест» природных и исторических достопримечательностей, где хочется побывать вживую. Наиболее популярные локации, которые стремятся увидеть туристы, – Сулакский каньон, Бархан Сарыкум, Старый город Дербента.
Поездки в Москву востребованы в любое время года. Разнообразная культурная программа и большое количество достопримечательностей, которые не получается охватить за одну поездку, мотивируют туристов из регионов возвращаться в столицу за новыми впечатлениями. В топ самых популярных достопримечательностей Москвы 2023 года, помимо привычных локаций, вошла выставка-форум «Россия» на ВДНХ.
Анапа, Геленджик, Туапсе – черноморские направления, которые заметно приросли в спросе за счет переориентации россиян на внутренний туризм. В среднем загруженность отелей в высокий сезон составляла80-90%. Осенью было заметно повышение спроса на оздоровительные поездки на эти краснодарские курорты.

Возросший спрос на отдых в Подмосковье отражает растущий интерес россиян к отдыху рядом с домом – в своем и соседних регионах. Семьи активно бронируют загородные отели с развитой инфраструктурой, а также уютные коттеджи у водоемов.

Отстают от вышедших в лидеры направлений по общему объему бронирований, но показывают высокую динамику относительно показателей прошлого года регионы Дальнего Востока, Сибири, Северного Кавказа, Крайнего Севера, что отражает растущий интерес ко внутреннему туризму, изучению своей страны.

Структура спроса по типам отдыха

Высокий сезон (июнь-сентябрь):

  • Отдых на море – 68% бронирований
  • Оздоровительный отдых на лечебных курортах – 20%
  • Отдых в загородных отелях своего или соседнего регионов – 8%
  • Экскурсионные туры – 2,5%
  • Путевки в детские лагеря – 1%
  • Активные туры – 0,5%

Зима и межсезонье (январь-май и октябрь-декабрь):

  • Оздоровительный отдых на лечебных курортах – 43%
  • Отдых на приморских курортах – 29,5 % бронирований
  • Отдых в загородных отелях своего или соседнего регионов – 14%
  • Активные туры (в т.ч. на горнолыжные курорты) – 11,5%
  • Экскурсионные туры – 2%

ТОП-5 направлений пляжного отдыха (сезон: июнь-сентябрь):
Сочи лидирует по объемам, Анапа - по приросту

  1. Сочи – 30% от всех пляжных туров в высокий сезон. Средний чек: 69 030 руб.
  2. Анапа – 25% от всех пляжных туров. Средний чек: 75 412 руб.
  3. Абхазия – 19% от всех пляжных туров. Средний чек: 71 900 руб.
  4. Геленджик и Туапсе – 18% от всех пляжных туров. Средний чек: 65 393 руб.
  5. Крым – 5% от всех пляжных туров. Средний чек: 62 656 руб.


Оставшиеся 3% пляжных бронирований в высокий сезон – нечерноморские направления:

Калининградская область, Азовское побережье, Каспийское море, Приморский край.

Тренды

  • Туристы переориентируются на отечественные курорты.
  • Средняя продолжительность отдыха сократилась на 7,8%.
  • Средний чек вырос на 6% при среднем росте цен 12,5%.
  • Выросла доля туристов, покупающих туры «в последнюю минуту» – менее 7 суток до начала тура (с 6% до 11,5%).

Отели, работающие по концепции «все включено», в этом сезоне имели загрузку 98-100%. Вместе с тем рос спрос на мини-отели в эконом-сегменте (в основном без питания). Общий прирост по пляжному отдыху к 2022: +10%.

ТОП-5 направлений в сфере оздоровительного туризма.
«Высокий сезон и очень высокий»

  • Кавказские Минеральные Воды: +14% – прирост к прошлому году
  • Краснодарский край: +12% – прирост к прошлому году
  • Беларусь: +12% – прирост к прошлому году
  • Подмосковье и средняя полоса: +23% к прошлому году
  • Белокуриха и Башкирия – примерно поровну, падение к прошлому году около 7%

Интерес к санаторным путевкам связан с общим трендом на здоровый образ жизни, спросом на оздоровительные программы после ковида. Свою роль также сыграла переориентация туристов, ездивших на лечение за границу, на отечественные здравницы.

Самые популярные – санатории Кавминвод.

Спрос здесь становится круглогодичным: любое время года можно считать высоким сезоном (загруженность объектов на уровне 80-90%). В первую очередь раскупают санатории среднего ценового сегмента. Путевку в понравившийся санаторий бронируют, как правило, за полгода-девять месяцев до поездки – это самая большая глубина бронирования на внутреннем рынке. Спрос превышает предложение (профицит составляет 51%).

Тренды

  • Расширяется перечень спецпрограмм, увеличивается число аппаратных методик, сервисных опций, видов диагностики, альтернативных методов лечения.
  • Аудитория санаториев молодеет.
  • Увеличивается доля семейных туристов.

Средний чек в санаторий Кавминвод: 89 777 руб.

ТОП-5 направлений. Загородный отдых/отдых на природе.
Тренд на отдых рядом с домом

  • Подмосковье
  • Средняя полоса (Тверская, Калужская, Тульская, Ярославская области)
  • Карелия
  • Алтай
  • Байкал

Тренды

– Увеличение числа туристов, выбирающих для отдыха свой или соседний регион.
Интерес к загородному отдыху сохранялся на высоком уровне на протяжении всего года. В моменте июльское повышение курса иностранных валют стимулировало бронирования загородных объектов вблизи рек и озер. Жители ЦФО выбирали для отдыха Селигер, Истринское, Рыбинское, Можайское и Рузское водохранилища. Жители Урала и Поволжья часто останавливались на озерах Башкирии (озеро Банное) и Курганской области (озеро Медвежье, Горькое). Среди сибиряков был популярен курорт Яровое, а также Обское водохранилище, озеро Тургояк.

– Спрос на загородные объекты также рос за счет того, что многие туристы продлевали сити-туры загородными поездками.

Стабильный спрос на отдых на природе также поддерживается интересом к тематическим турам. Их участники останавливаются на территории загородных объектов (ретрит-туры, йога-туры, астрономические туры и др.)

Про объекты размещения:
Наибольшим спросом пользовались объекты с развитой инфраструктурой, рассчитанные на качественный семейных отдых (с подогреваемыми бассейнами, СПА-центрами, обустроенным пляжем). Рос интерес и к эко-отелям, и к глэмпингам – объектам в уединенных местах с небольшим номерным фондом. Также увеличилось число запросов на pet-friendly -отели.

ТОП-5 направлений по бронированию городских отелей:
Повышение транспортной доступности и событийная повестка как мотиваторы поездки

  1. Санкт-Петербург – 42% – доля от всего объема
  2. Москва – 16%
  3. Казань – 14%
  4. Калининград – 13%
  5. Владивосток/Нижний Новгород – по 1%

Из трендов городского отдыха можно выделить:
– Интерес к спонтанным поездкам: 70% туристов готовы отправиться на отдых в своем или соседнем регионе без повода. Туристы все чаще бронируют отели и туры в последний момент. По данным Алеан, в 2023 бронирований с заездом менее чем за 7 дней стало в два раза больше (рост с 4,8% до 11,5%).

– Тренд на совмещение бизнес-поездок с изучением города.

Про объекты размещения:
Растет спрос на апартаменты, мини-отели, а также дизайнерские отели, фотографии которых дают виральныйэффект в социальных сетях. При этом самыми популярными объектами остаются отели 4* в пешей доступности от туристской инфраструктуры.

ТОП-5 экскурсионных туров:
Интерес к европейской архитектуре и российским природным ландшафтам

  1. Санкт-Петербург – 19% бронирований (от всего объема экскурсионных туров)
  2. Калининград и область– 14%
  3. Казань – 12%
  4. Золотое кольцо – 9%
  5. Северный Кавказ – 8%

Максимальный прирост к прошлому году показали следующие направления:

Калининградская область, Дагестан, Мурманская область, Сахалин, Екатеринбург, Москва, Адыгея, Беларусь.

В список самых популярных входят те же экскурсионные направления, что и в прошлом году. Однако распределение мест в топ-5 изменилось: в прошлом году за Санкт-Петербургом следовали Казань, Северный Кавказ, Золотое кольцо, Калининград и Калининградская область, в этом Калининград и Калининградская область улучшили свои позиции, поднявшись с пятого места на вторую строчку. В условиях ограничения выездного туризма Калининград и Калининградская область (как и Беларусь, значительно прибавившая в спросе по экскурсионным турам) становятся для россиян «Европой без визы».


Другие тренды уходящего 2023:

  • Рост интереса к приключенческому отдыху, поездкам за впечатлениями дает импульс регионам создавать новый продукт. Строятся кемпинги, глэмпинги. Формируются новые виды досуга и активностей.
  • Заметен рост интереса к экотурам, наблюдению за природными явлениями – поездкам на Кавказ, Крайний Север, Дальний Восток.
  • Во внутреннем туризме все меньше стереотипов. Все чаще туристы выбирают поехать в новый, даже не обязательно популярный регион, рассказать об этом знакомым.
  • Глубина продаж относительно предыдущих лет снизилась, кроме санаторно-курортного отдыха, где она неуклонно растет.
  • Событийная повестка регионов стимулирует короткие спонтанные поездки.

Комментирует коммерческий директор Оксана Булах: «Подстраиваясь под меняющиеся потребности клиента, мы предлагаем сейчас уже более 6 000 отелей по всей России, которые можно забронировать “сегодня на завтра”, продолжая расширять перечень таких объектов размещения».